Шалико Бекас

Джангои Шалва Муразович (курд. Cangoyî Şalva Mûrazovîç) — курдский актёр, режиссер и руководитель театра. Творческий псевдоним— Шалико Бекас (курд. Şalîko Bêkes).
Image

Шалико Бекас родился 5 августа 1956 года в городе Тбилиси Грузинской ССР. В 1963 году он пошёл в школу. Изначально учёба давалась нелегко: Шалико проживал в курдском квартале города Тбилиси и не знал никакого другого языка, кроме курдского. Но его упорство и целеустремлённость помогли в совершенстве овладеть русским, а затем и грузинским языком.

С детства Шалико очень любил кино и вскоре у него появилась мечта стать актёром, а позже и режиссёром кино. Эта мечта была его путеводной звездой.

Уже в 16 лет Шалико проводил летние каникулы в киностудии «Грузия-фильм», посещал лекции по искусству и театру, а чуть позже поступил на обучение в театральную студию. Не желая останавливаться на достигнутом Шалико предпринял несколько попыток поступить в Театральный институт, но ему, как и другим курдам, было непросто преодолеть националистические преграды, негласно существовавшие в союзных республиках СССР.

Незадолго до службы в армии он поступил в Театральное училище под руководством А. Р. Енукашвили, а после службы продолжил своё обучение.
Служба в армии не приостановила его актёрскую деятельность, а, наоборот, в составе армейского театра Шалико сыграл пять ролей, из них две – главные. Здесь он впервые попробовал себя в качестве сорежиссёра, поставив спектакль «А зори здесь тихие»; в соавторстве с драматургом ст. л-нт. Зацепиным написал комедию «Наряд вне очереди», постановка которой прошла с большим успехом.



После армейской службы Шалико Бекас работал в Русском театре Юного Зрителя с режиссёром Н. А. Джандиери. В драматическом театре под руководством М. М. Чавчавадзе играл в спектакле «Свет в конце тоннеля», агитспектакле «Синяя блуза» и нескольких одноактных пьесах. Некоторое время работал в Тбилисском государственном академическом русском драматическом театре имени А.С. Грибоедова
В 1976 году Шалико Бекас предпринял первую тщетную попытку создать курдский национальный театр и лишь к 1979 году при поддержке Грузинского республиканского совета профсоюзов (СовПроф Грузии) удалось образовать курдский самодеятельный театральный кружок, руководителем которого был назначен курдский поэт Джардое Асад. Позже театр получил звание народного.
Курдский театр в Тбилиси просуществовал 13 лет, пройдя через тернии нехваток актеров и специалистов. После ухода из театра Джардое Асада, Шалико Джангои уговаривает журналиста Мураза Джафарова возглавить коллектив театра. Сам Шалико не мог быть назначен на эту должность из-за отсутствия диплома.
Театр поставил 13 спектаклей, имевших неотразимый успех среди своего зрителя, как курдских драматургов, так и многих советских: грузинских, русских, армянских, азербайджанских. Шалико Бекас принимал непосредственное участие в постановке этих спектаклей. Он был не только режиссёром, но и переводил пьесы и играл ведущие роли.


Gul bê strî nabin - Розы без шипов не бывают. Спектакль курдского народного театра "Мидия".Шалико Бекас
В этом же театре в 1988 году состоялась премьера трагикомедии «Богом Проклятые», которая была написана Шалико Бекасом в 1986 году.
Кроме этого, Шалико Бекас является автором нескольких десятков скетчей, юморесок, одноактных пьес. Большинство из них были поставлены на сценах курдского театра.
В 1989 году Шалико Бекас ушёл из театра и организовал любительскую киностудию. Однако наступление смутного политического времени и отсутствие финансирования даже на любительское кино, не способствовали успеху киностудии. Группе пришлось переквалифицироваться на Курдский театр «Сатиры и Юмора» им. Джагархвина. Коллектив продолжил работу в здании бывшего Тбилисского драматического театра имени Сандро Ахметели при поддержке райисполкома Глданского района г. Тбилиси. В течение последующих 5 лет Шалико Бекас руководил театром, был режиссёром-постановщиком, драматургом и ведущим актёром и в это время им были поставлены пять комедий: «Тысяча грехов», «Курды и инопланетяне», «Семейные уроды», «Богом проклятые» и «Сирота», пользовавшиеся большим успехом среди курдов.
В 1994 году Шалико Бекас уехал в Москву и создал новую театральную группу, которая уже к 1996 году гастролировала в европейских странах. По возвращению в Россию работа обновлённого состава курдского театра продолжилась при поддержке Центра культуры и искусства «Мидия» (курд. Navenda Çand û Hunera Medya (NÇHM)) в Ярославской области.
С 1998 года по март 2007 года Шалико Бекас сделал перерыв в режиссёрской и актёрской карьере и больше времени уделил написанию пьес и скетчей. В 2002 году вышла в свет его книга «Богом проклятые», собравшая более двух десятков его произведений.
В 2007 году Шалико Бекас собрал новый коллектив и начал работу над пьесой «Богом Проклятые». 20 октября этого же года в Москве в Дворце Культуры им. А.В. Луначарского состоялась премьера спектакля. 27 января 2008 года состоялась постановка этого же спектакля в рамках Международного фестиваля национальных театров «Москва – город Мира». Фестиваль высоко оценил работу коллектива и наградил семью грамотами.
13 апреля 2012 года после длительной и скрупулезной работы коллектива в Москве состоялась премьера спектакля «Розы без шипов не бывают».
В 2013 году Московская курдская труппа под руководством Шалико Бекаса выехала на гастроли в неофициальную столицу Курдистана город Амед (курд. Amed). Здесь же в Амедском курдском театре он некоторое время проработал над постановкой своей пьесы «Розы без шипов не бывают». 27 декабря 2013 года в г. Амеде спектакль был представлен публике под названием «Хазгини». Весной 2014 года актёры Амедского курдского театра сыграли этот спектакль на Международном фестивале-конкурсе изобразительного искусства «Москва – город Мира» в г. Москве.

О курдском музее

Виртуальный музей призван сохранить память о культуре и традициях курдов, об их вкладе в развитие мировой цивилизации, об исторических событиях прошлого, включая вклад курдов в разгром фашизма.

Мы на связи