История курдской музыки

История курдской музыки

История курдской музыки уходит далеко в глубину веков. 
Есть теория, что люди научились воспринимать и сочинять музыку даже раньше, чем говорить. Древний человек уже мог различать звуковые тональности и даже их упорядочивать. Конечно, первыми звуками было имитирование природных: пения птиц, журчания воды. Затем люди научились делать примитивные инструменты…

Artist: Ammar Salim(Ammar Alrasam) Источник: kurdistanart.blogspot.com

Image

История музыкальных инструментов началась с погремушек из черепов, наполненных семенами и камнями, костяных ребер, при помощи которых воспроизводился звук, напоминающий скрежет. Но конечно, самыми популярными инструментами были ударные. На заре веков Первыми инструментами, возникшими на заре человечества, ученые считают идиофоны. Это разнообразные стучалки и колотушки.

Вслед за ударными пришли духовые. В Астурисе найден древний инструмент, напоминающий флейту, созданный за 20 тысяч лет до нашей эры!
Не заставили себя долго ждать и струнные — древний прототип лиры: по натянутым жилам ударяли куском кости или дерева, получая звук. Появился первый аэрофон — камешек, напоминающий наконечник копья, издававший звук, напоминающий гул. В древнем мире примитивные инструменты стали использовать во время обрядов — например, радуясь удачной охоте.

Колыбелью музыкальной цивилизации исследователи считают территории, омываемые Тигром и Евфратом, южную часть Месопотамии. С развитием речи и письменности стали появляться и более сложные инструменты, такие как флейта и пищик, «выросший» впоследствии до гобоя, а также небольшие лиры.

Инструменты и сами песни передавались по наследству, их клали в гробницы. Большой вклад в развитие музыки на этом этапе внесли жители Вавилона. Анализ находок свидетельствует о том, что сначала музыка основывалась на пентатонике — гамме из пяти звуков, а затем была преобразована в диатонику, гамму из семи нот.


Курдская музыка

История курдской музыки уходит далеко в глубину веков. Согласно некоторым источникам, основоположниками курдского фольклора были - Авгер, как говорят, впервые сочинил народную музыку. Другой - Ибрагим Мосули, который Багдаде открыл свою первую музыкальную школу. Позже Исаак, сын Ибрагима Мусули, расширил систему Авгера в Мосуле и представил своим ученикам форму мелодии и ритма и звуковую систему. Одними из этих учеников был Яхья Али, другим - Абу Фаиз бин Амед и Зирьяб, принесший в Андалусию восточную музыку. Большой вклад он привнес в испанскую музыку. Он так же принес в Андалусию струнные инструменты-уд, тар,ситар, которые в дальнейшем трансформировались в гитару. Учеником Исаака Мусули также был Фараби, и Фараби регулирует правила курдской музыки под именем Рисалейе Кебир. 

Image
Но к сожалению после с вторжением турков-сельджуков на Ближний восток, многие музыкальные произведения и источники были утеряны. курдская музыка во дворцах исчезает, остается только музыка, которая исполнялась среди народа. Это годы господства чужеземцев, и у курдов больше не было шансов и условий для создания музыки с их собственной динамикой. С этого периода курдская музыка продолжает свое существование в лице народных певцов в устном виде. Однако некоторые исследователи также указывают на роль матерей и отцов, создававших религиозную музыку в медресе.
Artist: Ammar Salim(Ammar Alrasam) Источник: kurdistanart.blogspot.com
Image

Устная культура

Хотя у курдов была культура, существовавшая веками, у них не было структуры и политического единства, чтобы иметь возможность построить независимое развитие. Особенно после Первой мировой войны они были обречены на раздел. Из-за давления на них, вызванного миграцией, музыка и устная культура сыграли очень важную роль в защите и сохранении национальной идентичности. Курдский образ жизни, различные диалекты, социальные изменения - все это было предметом этой богатой фольклорной культуры, а также передавалось из поколения в поколение. Не только исторические события, все, что происходило, например, эпические постановки, героизм, конфликты, ремесла, лирические истории, мистические ценности и ритуалы в целом, записывались и помещались в коллективную память общества посредством музыки. Музыка также стала единственным инструментом, который передает социальные ценности и традиции новым поколениям и держит их в тонусе. Из-за нехватки письменной литературы на курдском языке культурные продукты в основном дошли до наших дней в устной форме. Так как неизвестно, кто является источником устной литературы и когда она упоминалась она была признана анонимной. Основным источником устной литературы является любовь, война, повседневная жизнь, племенные отношения, курдские войны с иностранцами, миграция, героизм, естественная жизнь и богатство месопотамской мифологии. 

Из-за различных условий, ограничений на использование родного языка, был отмечен  рост курдского фольклора. Одной из причин этому, конечно же, отсутствие в какой-то период времени, письменной культуры и литературы. Устная культура, которая упоминалась выше, тоже дошла до нас благодаря Денгбежам (народным певцам). Однако, несмотря на важность и доминирование народных певцов, нельзя сказать, что курдская культура и музыка полностью однородны. Напротив, существуют разнообразные различия в зависимости от регионов, в которых живут курды. На это повлияли, конечно же, географические особенности и взаимодействие с другими народами и нациями.

Помимо Денгбежи в курдском фольклоре существует и инструментальное исполнение песен.
В инструментальной песне используются такие инструменты как:
Блур, Фик, Мей, Зурне, Кеманче, Тамбур, Канун-щипковый струнный инструмент или Сантур, Уд, Тар, Ситар
Для ритма используются: Даул, Ербане.

Существует такие виды инструментальной музыки как:

  • Şêxanî
  • Kalaka quta şîn
  • Suskay
  • Royîn
  • Dûpeyî
  • Sepeyî
  • Stran
  • Strana dawetê
  • Kilam
  • Goranî
  • Gulbang


    Image

    Если говорить об инструментах, можно отметить, что в связи с кочевым образом жизни части курдов, в их музыке преобладает использование духовых инструментов, таких как блур, мей. Такой образ жизни преобладает в Северном Курдистане в районах Серхада.
    Струнные же инструменты больше использовались жителями равнины и городов. Это центральная часть Курдистана. Например Тамбур играет важную роль в религиозных ритуалах в общинах езидов и алавитов.
    Даул и зурна же -это инструменты, по большей части используемые на различных торжествах, уличными музыкантами-мытрыб на курдском.
    Возвращаясь к Денгбежам, хотелось бы отметить, что в курдском народе и в Курдистане в целом, сокровищницей курдской песни Денгбежи, является район Серхада-это часть северного Курдистана -города Муш, Агри, Карс, Ерзурум, Чевлик.
    Одними и известными дангбежами этого региона являются:
    Evdalê Zeynikê, Gula File, Bedîhê Çavşûşe (Bedîhê Kor), Ferzê, Reso, Şakiro, Tahiro, Zahiro, Mistefayê Xelê Heyran, Mistefayê Çiftborî, Mihemedê Canşah, Mihemedê Xilxile, Mihemedê Beyro, Mihemedê Panîyê, Hecî Evdilkerîmê Panosê, Nesoyê Zado, Evselamê Koşkê, Nûroyê Meter, Ahmedê Heliksan û gelekên din dengbêjên vî golî ne.

    В сохранении и развитии курдской музыки в 20-м веке сыграли значительную роль радио Багдада и радио Еревана, созданное советским правительством в 55 году. 

    О курдском музее

    Виртуальный музей призван сохранить память о культуре и традициях курдов, об их вкладе в развитие мировой цивилизации, об исторических событиях прошлого, включая вклад курдов в разгром фашизма.

    Мы на связи