Погребальные традиции курдов

Погребальные традиции курдов основаны на твердой вере в тесную связь между живыми и мёртвими
Как только окружающим в доме становится ясно, что человек скоро умрёт, к нему собираются все близкие родственники, которые с этой минуты находятся при нём до самого конца.
Умирающий покоится на своем ложе, лицо обращено к югу. Как только наступает смерть, раздаются плач и рыдания. С наступлением темноты, вернее с заходом солнца, оплакивание, крики и причитания немедленно прекращаются, ибо по верованию курдов-езидов, если плакать вечером, то «покойнику будет сыро в могиле». Затем умершего переносят в особое помещение, где его обмывают. Омовение совершают несколько человек, но число должно быть нечетным. 
Пока тело омывают, готовятся шить саван. Шьёт саван обязательно кто-нибудь из семьи покойного.

Image
Шьют новой, неупотреблённой иглой, которую потом обязательно выбрасывают. Материю не режут ни ножницами, ни ножом а только рвут руками. Из этой же материи шьют нательную рубашку покойному «рубашку судного дня».
В доме усопшего собираются все близкие, и снова начинается оплакивание. Затем гроб с телом трижды поднимают и снова ставят на землю и только после этого относят на кладбище. При выносе близкие касаются рукой ноги покойного, а потом прикладывают руку к сердцу, чтобы не испытывать страха перед усопшим. Иногда за ворот родственнику, испытывающему страх перед покойником, незаметно сыпали землю.

(По древним обычаям хоронят не опуская в гроб. Покойника несут на кладбище на носилках (tabout), сделанных из кольев).

Image
Могилу роют в день погребения. Захоронение у курдов подземное. Когда процессия приближается к кладбищу, могильщики выходят навстречу, берут гроб с телом и ставят его на землю радом с вырытой могилой. «Брат ахырата» подходит к усопшему и развязывает тесьму на саване у головы. После этого усопшего опускают в могилу. Присутствующие отходят в сторону. К могиле подходят шеx и пир и читают погребальную молитву. После на могилу кладут надгробный камень, а шейх или пир читают тайную молитву «предания владыке земли».
По возвращении домой устраивают поминальную трапезу, но приготовленную не в доме покойного, где по традиции в течении трёх дней после похорон не разводят огня и не готовят пищу.
Горячую пищу в дом покойного в эти дни приносят соседи. Все садятся за стол, во главе «брат ахырата» усопшего или пир, которые произносят тосты. Число тостов нечетное.

После окончания поминальной трапезы шейх или пир читает специальную, так называемую застольную молитву. Перед уходом из дома покойного шейх обращается к хозяину дома к его духовным лицам со словами утешения и благословления. Если кто-то из близких иди друзей не смог при погребении выразить соболезнование, то через некоторое время они приходят в дом умершего, приносят бутылку коньяка, водки или сахара. Визит называется «сархощи» (соболезнование).

На седьмой день после смерти родственники усопшего режут барана и корову. Режет обычно пир. Животное валят на левый бок, в рот ему кладут щепотку соли и при этом читают специальную молитву, потом закалывают. Во время трапезы подают варенное мясо и шилаплав (из баранины).

Поминки устраивают и на годовщину. Усопших неизменно поминают во время больших праздников Нового года и Хыдир-наби и раздают милостыню за упокой. Особенно торжественно поминают усопших в дни религиозных празднеств. 


О курдском музее

Виртуальный музей призван сохранить память о культуре и традициях курдов, об их вкладе в развитие мировой цивилизации, об исторических событиях прошлого, включая вклад курдов в разгром фашизма.

Мы на связи